Введение в DPI: Аналитика, обстановка на рынке и тренды

DPI. Вводная.Глобальный рынок систем глубокого анализа трафика (DPI) в 2013 году оценивался в 741,7 миллион долларов США, и, по прогнозу аналитиков, к 2020 вырастет более чем в 6 раз и составит 4 711,3 миллиона. Данный метод в основном применяют интернет-провайдеры и операторы связи, которые стремятся защитить своих абонентов от вирусных атак путем сканирования трафика, передающегося через сети. Также эта технология помогает улучшить качество обслуживания (QoS) устанавливая приоритеты передаваемых данных для снижения нагрузки на сеть.

Рост рынка DPI

Рост рынка DPI обусловлен увеличением числа используемых мобильных устройств (смартфонов) в сочетании с постоянно растущим спросом на широкополосную передачу данных, в отличие от голосовой связи, доходы от которой постоянно падают. За последние 5 лет в России доля пользователей, пользующихся интернетом хотя бы раз в сутки выросла с 31% до 57% (66,5 млн человек). При этом доля мобильных пользователей в последние годы сильно растет, так если в конце 2013 года она составляла около 15%, то к концу 2014 уже почти 25%. По данным, Яндекс.Метрики, 29% всех визитов на веб-сайты совершается с мобильных устройств. Почти три четверти этих визитов приходится на смартфоны, и их доля продолжает расти.

Доля трафика с мобильных устройств на веб-сайтах

Пользователи быстро привыкают к более высоким скоростям, заставляют операторов вводить новые более быстрые тарифы. Если несколько лет назад скорости технологии EDGE были достаточны и комфортны, то сейчас значок «E» на смартфоне воспринимается потребителем как отсутствие интернета вовсе.  Оператор обещает скорости в 10 – 40 – 80 Мбит в секунду, чтобы удовлетворить современные запросы клиента. Вот только умалчивает, что скачивание файлов будет в 8 раз медленнее, так как скорость указана в мегабитах, а размер файла указывается в мегабайтах (1 Мбайт = 8 Мбит, следовательно, скорость 10 Мбит в секунду – это 1,25 Мбайт в секунду. Оператор обещает эти скорости клиенту, зная, что пропускная способность своего канала ограничена. Задачу продать 5 000 пользователей по 10 Мбит/с, что дает в сумме 50 Гбит/с, если свой канал всего 10Гбит/с решает система DPI, оптимизируя полосу пропускания до клиента за счет фильтров, приоритетов и кешей.

Растущая урбанизация наряду с повышением покупательной способности, согласно прогнозам, вызовет еще больший спрос на мобильный трафик по сравнению с отчетным периодом. Чтобы справиться с наплывом новых клиентов, сохранив качество предоставляемых услуг на высоких скоростях, оператором все чаще придется обращаться к технологии DPI и наращивать мощности имеющихся устройств. Эти факторы будут движущей силой роста спроса на DPI решения в ближайшие 6 лет.

Рост спроса на DPI в ближайшие 6 лет

Помимо обеспечения достаточной пропускной способности, DPI позволяет решить многие проблемы безопасности при работе с данными.  В России интерес к системам с точки зрения безопасности, подстегнуло законодательство, потребовавшее от операторов ограничивать доступ абонентов к противоправному контенту в интернете. DPI осуществляет глубокий анализ трафика, обеспечивает выполнение данных требований, а также предотвращает выполнение вредоносных программ, защищает от сетевых атак извне (DDoS, сканирование портов), позволяет бороться с терроризмом.

Важно понимать, что в решении поставленных задач, только DPI выполняет анализ всех проходящих через неё пакетов вплоть до 7 уровня модели OSI, а не только по стандартным номерам портов. Выполняя поведенческий анализ трафика, она распознает приложения, не использующие для обмена данными заранее известные заголовки и структуры данных.

Тем не менее отсутствие понимания принципов работы данных систем и низкий уровень доверия обеспечения конфиденциальности пользователя замедляет рост рынка. Потребитель не знает, что использование системы DPI улучшает качество предоставляемых ему услуг, но боится, что доступ к его данным получат третьи лица.

С точки зрения операторов, напротив, преимущества использования таких технологических решений понятны и оправданы, но имеющиеся на рынке промышленные DPI-решения, как правило, не вписываются по цене в бюджеты средних и маленьких компаний.

Вендоры DPI

Сейчас на рынке присутствуют несколько вендоров, производящих решения DPI занимающихся их интеграцией, это как мировые лидеры — Procera, Allot, Sandvine, так и российские разработчики — VAS Experts, Протей, Mfisoft, Napalabs. Однако ни одна компания из тройки зарубежных лидеров не имеет официального представительства в России. Установка и настройка их решений осуществляется компаниями интеграторами и качество данной работы напрямую зависит от квалификации и опыта специалистов интегратора. Также интегратор чаще всего выполняет функции техподдержки первой линии для заказчика, а в случае серьезной проблемы обращается напрямую к вендору, который решает проблему и предает обратно партнеру-интегратору, а тот заказчику. Такая цепочка не самая удобная и быстрая для решения возникающих проблем. Тем более что пока на рынке немного специалистов, которые имеют достаточную компетенцию по DPI, понимают какие задачи с помощью нее можно решать, базовые бизнес-кейсы все знают и понимают, но применение стандартных решений конкурентами лишает их преимуществ друг перед другом и создают впечатление низкой эффективности DPI.

Задача интегратора – продать готовое решение болванку от вендора, которое совершенно не оптимизировано для российского рынка. А настройка под существующие реалии, особенности местного трафика и протоколы передачи данных ложатся на плечи специалистов оператора, для которых DPI это «черный ящик» в настройках которого разбираться можно годами. Устранение 20% основных причин неправильной настройки системы на этапе внедрения позволяет улучшить ее производительность на 80%, вот только найти эти ключевые 20% в состоянии далеко не каждый специалист интегратора или клиента.

Привлекательнее выглядят отечественные разработки как со стороны стоимости решений, так и возможности внедрения и поддержки напрямую специалистами компании разработчика. Целевая аудитория иностранных вендоров живет в других требованиях и условиях ведения бизнеса. А так как рынок DPI в России ничтожно мал по сравнению с мировым, то оперативно подстраивать систему под местное законодательство будут только отечественные разработчики, а иностранные только в порядке очереди спустя долгое время.

В новых статьях мы разберемся с производителями устройств DPI, представленных на рынке России, используемых ими технологиях, схемах подключения, ценовой политике и реальных сценариях использования.

Использование DPI, это не завтрашний день, а уже сегодняшний.

Поделиться в социальных сетях