Что такое контроль активности абонента?
Контроль активности абонента — это функция L2 BRAS, позволяющая оператору следить за доступностью подключения абонента и при необходимости регулировать или завершать его сессию. FastDPI имеет два механизма контроля активности абонента по исходящему трафику от абонента в интернет:
- Отсечение входящего трафика без закрытия сессии: реактивный метод, осуществляющий контроль «по факту», то есть по приходу пакета к абоненту из inet. Такой контроль активности ограничивает входящий трафик к абоненту в случае его неактивности, но не завершает сессию абонента.
- Закрытие сессии при неактивности: проактивный метод, контролирующий состояние DHCP-сессий и завершающий их при длительной неактивности. SHCV (Subscriber Host Connectivity Verification) аналогичен контролю BNG Nokia — так как DHCP не имеет механизма поддержания активности, используются альтернативные методы проверки доступности DHCP-узлов.
Данные механизмы совместимы и могут работать вместе.
Сценарии применения
Сценарий 1. Контроль активности абонента с отсечением входящего трафика без закрытия сессии
В конфигурационном файле fastdpi.conf задать параметры:
- bras_subs_activity_timeout — задает интервал активности в секундах.
Значение по умолчанию — 0 — отключить контроль активности. - bras_subs_activity_ping_timeout — тайм-аут в секундах пингования абонента ARP-запросом.
Значение по умолчанию — 0 — отключить ARP-пинг абонента.
Контроль активности абонента урезает трафик inet → subs, если нет трафика subs → inet. Абонент становится неактивным, когда проходит bras_subs_activity_timeout секунд со времени прохождения последнего пакета subs → inet.
Также происходит пинг абонента: раз в bras_subs_activity_ping_timeout секунд отправляется unicast ARP-запрос. Если придет ответ на запрос, интервал активности bras_subs_activity_timeout обновится и абонент снова будет считаться активным.
Сценарий 2. Контроль активности абонента с закрытием сессии при неактивности
В конфигурационном файле fastdpi.conf задать параметры:
- bras_dhcp_shcv_interval — интервал неактивности абонента, секунд.
По умолчанию = 0 (SHCV отключен). - bras_dhcp_shcv_retry_timeout — время ожидания ответа на ARP-запрос, секунд.
По умолчанию = 3 секунды. - bras_dhcp_shcv_retry_count — число ARP-запросов без ответа.
По умолчанию = 3 запроса.
Контроль активности абонента закрывает DHCP-сессию абонента в случае долгой неактивности и отсутствия ответа на unicast ARP-запрос:
- Если в течение bras_dhcp_shcv_interval секунд нет трафика subs → inet после отправки последнего пакета subs → inet, fastDPI пингует абонента unicast ARP-запросами. Время ожидания ответа на запрос — bras_dhcp_shcv_retry_timeout секунд.
- Если нет ни одного ответа на bras_dhcp_shcv_retry_count (шт.) ARP-запросов либо ARP-ответ содержит другой MAC — абонента считается неактивным.
- Сессия закрывается. Механизм:
- Отправка Acct Stop;
- Деанонс IP-адреса абонента;
- Обновление статуса сессии на released. При этом время реавторизации не меняется, чтобы не было паразитных L3-авторизаций, если абонент станет активным до истечения lease time и отправит что-либо отличное от DHCP;
- Удаление DHCP-сессии (в БД DHCP).
Подробнее о настройке контроля активности абонента и его механизмах читайте в документации VAS Experts.
Влияние на бизнес-процесс оператора
- Контроль активности абонента с отсечением входящего трафика без закрытия сессии особенно актуален для абонентов со статическим публичным адресом — если такой абонент стал неактивным, а к нему продолжает поступать трафик, он отсекается посредством BRAS и не доходит до абонента. Таким образом снимается лишняя нагрузка с оборудования оператора.
- Контроль активности абонента с закрытием сессии (Subscriber Host Connectivity Verification) позволяет провести быстрый деанонс публичного IP адреса абонента с одного BRAS на другой. Данная процедура очень часто выполняется оператором в случае аварии или обслуживания сети.
- Также в обоих случаях при использовании контроля активности статус абонента оперативнее передается в биллинг. Это позволит быстрее обнаружить проблему, если сессия закрылась по ошибке, и приступить к ее устранению.
Заключение
Контроль активности абонента является важным инструментом для операторов, стремящихся улучшить качество обслуживания и оптимизировать использование своих ресурсов. Этот механизм снижает нагрузку на оборудование, позволяет быстрее освобождать ресурсы и передавать информацию в биллинговую систему, что в конечном итоге положительно сказывается на бизнесе оператора.