Кейс: как оператору уменьшить стоимость аплинков

13 сентября 2023
QoE
Кейс: как оператору уменьшить стоимость аплинков
Сокращение операционных расходов играет важную роль в бизнесе интернет-провайдера, особенно для тех, кто находится в стадии активного развития и роста. Для каждой статьи расходов, будь то развитие инфраструктуры или маркетинг, есть свои механики оптимизации; в этой статье поговорим о расходах на аренду аплинка.

Из чего складывается стоимость аплинка?

Исходя из собранной нами статистике по операторам связи в разных странах мира, в топ-5 самых ресурсоёмких протоколов всегда есть:

  • стриминговые сервисы и видеохостинги (YouTube, Netflix);
  • соцсети и мессенджеры (WhatsApp, Instagram, Facebook);
  • торренты
  • web-сервисы.
Именно из медиаконтента, особенно видео, складывается та самая повышенная нагрузка на аплинк провайдера, которая приводит к необходимости увеличения полосы пропускания и аренды дополнительных каналов.

Особенно большой процент расходов приходится на аренду вышестоящего канала в тех локациях, где проложить магистральный кабель не так уж просто из-за особенностей ландшафта: например, в некоторых странах Латинской Америки значительная часть доступа в интернет осуществляется благодаря магистралям, проложенным по дну океана, а местность слишком гористая для быстрого и недорогого развития сетевой инфраструктуры. Получается, что тот, кто владеет подводным кабелем – тот и устанавливает цены на аплинк.

Магистральные подводные кабели
Источник: Submarine Cable Map

Оптимизация кэшированием

Оператор связи может использовать кэширование контента, чтобы снизить объем трафика, который приходит из аплинка. Кэширование контента — это процесс сохранения копии медиа-контента на серверах, расположенных ближе к конечным пользователям.

Когда пользователь запрашивает контент, который уже был сохранен в кэше, сервер возвращает этот контент из кэша, вместо того, чтобы загружать его снова из аплинка. Это позволяет снизить объем трафика, который проходит через магистральный канал, и уменьшить нагрузку на сеть.

Стоит отметить, что операторы могут настроить самостоятельное кэширование только для нешифрованного трафика, доля которого постоянно уменьшается и стремится к минимуму. В случае с медиа-контентом, есть два варианта кэширования: либо обеспечить его через CDN, либо запросить собственно у контент-провайдера. В этом случае нужно обращаться непосредственно в TikTok/Meta/Google и так далее.

Один из наших клиентов в Латинской Америке воспользовался именно этой возможностью, чтобы урезать расходы на аплинк. Оператор использует CG-NAT и модуль аналитики от VAS Experts, поэтому может умело контролировать трафик, реагировать на изменения и монетизировать данные аналитики.

Traffic speed by protocols

Если проанализировать распределение трафика в сети оператора в ЧНН, то можно заметить, что 18-20% полосы занимает загрузка контента в приложении TikTok – в данном случае, это даже больше чем трафик YouTube. В отчете по топу хостов отфильтруем список по протоколу ТикТока и увидим все хосты и скорость трафика для них:

TikTok Hosts

Чтобы уменьшить долю ТикТока в канале и высвободить ресурсы для других протоколов за счет кэширования, сотрудники Интернет-провайдера инициировали переписку с главным офисом контент-провайдера в Китае и, предоставив скриншоты из модуля QoE аналитики в качестве обоснования необходимости установки кэш-сервера и прогноза его масштабирования, попросили включить кэширование.

Таким образом оператор планирует сэкономить до 100 тысяч долларов в год.

Мы используем файлы cookies для оптимизации функциональности сайта и улучшения качества услуг. Нажимая «Принять», вы даете согласие на работу с этими файлами. Чтобы узнать больше, пожалуйста, прочтите нашу Политику конфиденциальности.