Как коронавирус добрался до провайдеров и чем это грозит

12.05.2021 | VAS Experts

Пандемия серьезно нарушила целостность производственных цепочек во всем мире. Следствием этого могут стать проблемы у телеком-операторов. Разбираемся, какова вероятность вскоре оказаться в мире без интернета и современных средств связи.

Что происходит

Многие китайские поставщики электроники заявляют, что поставок оборудования придется ждать более года. Именно это говорит, например, Zyxel Communications Corp (среди клиентов — норвежская Telenor ASA и британская Zen Internet). Американский производитель сетевого оборудования Adtran расширил свои складские помещения в Великобритании более чем в два раза, рассчитывая, что кризис продлится недолго и запасов будет достаточно. Однако, такая стратегия не сработала — кризис, судя по всему, затяжной. В итоге компании пришлось выпустить официальное уведомление о рисках задержек заказов. Разумеется, проблема постоянно усугубляется растущим спросом на интернет-оборудование как со стороны клиентов, так и со стороны провайдеров.

По словам руководителя европейского офиса Zyxel Communications Corp Карстена Гевеке, пока у всех компаний есть техника для маршрутизации, однако ситуация выглядит напряженной: «Мы несколько раз были близки к тому, чтобы оборудование закончилось. И это все еще может случиться». Также он рассказал, что партия маршрутизаторов была на корабле Ever Given, который ранее перекрыл Суэцкий канал — это также не способствовало улучшению ситуации.

Как и когда начались проблемы

Налаженные логистические цепочки начали разрушаться около года назад, одновременно с появлением коронавируса. Тогда производство на многих китайских заводах остановилось. Когда они открылись вновь, поставки стали неравномерными, стоимость доставки же возросла в десятки раз. Китайская сторона отдавала приоритет медицинским грузам и индивидуальным средствам защиты. Другим компаниям приходилось искать обходные пути, чтобы заказать и получить товары, которые не относятся к этим двум категориям. Таким образом, в этой ситуации больше всех пострадали небольшие клиенты, в то время как мировые корпорации сохранили покупательную способность.

Ситуация с китайскими микросхемами стала глобальным «бутылочным горлышком» для многих отраслей. «Это снежный ком, который мы толкаем перед собой, и ситуация становится все хуже и хуже. Когда я разговариваю с некоторыми поставщиками чипов, они говорят мне, что завалены заказами, которые превышают их возможности производства на 300 %», — говорит Карстен Гевеке.

Кроме того, заводы в Китае предсказуемо выбирают более прибыльные заказы. У маршрутизаторов более низкая маржа, чем у смартфонов и компьютеров. Кроме того, если такое оборудование предназначено для небогатых рынков, то его комплектующие — это предельно дешевые и менее прибыльные части.

Немного геополитики

Недавно ситуацию прокомментировал председатель правления Huawei Эрик Сюй, заявив, что в кризисе поставок чипов важную роль сыграли санкции США против компаний из Китая. По его мнению, именно это стало причиной паники на рынке и лихорадочной скупки полупроводников: «Из-за санкций мы видим паническое накопление запасов глобальными компаниями. Ранее они практически не делали этого, но теперь они создают запасы на время до полугода. Это нарушило работу налаженной системы».

По его словам, именно торговые ограничения Штатов разрушили общее доверие, которое играло важную роль в глобальных цепочках поставок полупроводников. Теперь ситуация такова, что все больше стран стремятся к производству микросхем, повышая свою техническую самостоятельность. Сюй считает, что это потребует как минимум 1 триллиона долларов авансовых инвестиций и приведет к росту цен на полупроводники на 35–65%. По его прогнозу, это закончится повышением стоимости техники для конечных потребителей.

Он подчеркнул, что сейчас ни одна компания в мире не может помочь Huawei запустить производство чипов из-за правил экспортного контроля США. Тем не менее, Huawei продолжит финансирование команды для исследований и разработок микросхем «до тех пор, пока будет в состоянии себе это позволить».

Таким образом, актуальная ситуация такова: коллапса пока не произошло, но нет никаких гарантий, что его не случится в самое ближайшее время. К нему следует быть готовым, чтобы он не застал врасплох ни вас, ни ваших клиентов.

Поделиться в социальных сетях