Проект «Доступный интернет»: промежуточные итоги, мнения операторов и пользователей

11.09.2020 | VAS Experts

Пилотный проект Минкомсвязи «Доступный интернет», в рамках которого операторы должны предоставлять бесплатный доступ к российским «социально-значимым» интернет-ресурсам, стартовал в апреле. Планировалось, что тестирование завершится 1 июля, но в итоге ведомство решило продлить эксперимент до 31 декабря.

В список Минкомсвязи вошел 371 сайт с доменами .ru, .рф, .su и .дети — новостные ресурсы, соцсети, почтовые и облачные сервисы, культурно-образовательные, научные и другие полезные, с точки зрения чиновников, сайты. В их числе, например, соцсети «Вконтакте» и «Одноклассники»; поисковик, почта и другие сервисы Яндекса; сайты РИА, РБК, «Коммерсанта» и других СМИ, в том числе крупнейших телеканалов; государственные ресурсы вроде «Госуслуги». При этом от телеканалов и соцсетей ведомство потребовало создать облегченные версии сайтов: без видео и рекламы.

Проект Доступный интернет

С экспериментом не всё гладко. Операторы не видят для себя выгоду, только непрофильные расходы и дополнительную нагрузку на сеть. Интернет-ресурсы и телеканалы не понимают, каким требованиям должны отвечать «облегченные версии» сайтов, и как быть с их монетизацией. Большинству пользователей проект в принципе не интересен.

Разберем эти и другие проблемы «Доступного интернета» подробнее.

Участники проекта

Из операторов — провайдеров домашнего интернета привлекли «Ростелеком», «Вымпелком», МТС, NetByNet («МегаФон») и «Дом.ru» («ЭР-Телеком»).

Из мобильных операторов участвует пока только один, «СберМобайл»; виртуальный оператор «Сбербанка» работает на сетевой инфраструктуре Tele 2. Возможно, к проекту в ближайшее время присоединится и другой мобильный MVNO — «ВТБ Мобайл».

Трудности реализации

Некоторые операторы технически не готовы тарифицировать сайты по IP-адресам. Но и те, кто могут это делать, испытывают трудности.

Большинство операторов используют для подобных задач сервисный шлюз BRAS с поддержкой функции ACL (Access Control List), то есть составляют отдельный «белый список» сайтов. При этом операторам трудно выделить реальный диапазон IP у конкретного ресурса: диапазон может отличаться от региона к региону — например, если ресурс использует CDN-сети для доставки контента. Вдобавок IP-адрес ресурса со временем может измениться, поэтому базу IP-адресов приходится постоянно актуализировать вручную. Другая проблема: по IP невозможно ограничить доступ к видео, которое размещается на стороннем ресурсе вроде YouTube и использует те же CDN-сети, что и «доступный» ресурс.

Технически реализовать алгоритм проще тем операторам, которые используют DPI-систему. С помощью DPI «белый список» настраивается на основе имени домена без привязки к IP. Подробнее об этом — в нашей статье «BRAS DPI-based для “Доступного интернета”».

В качестве альтернативы фильтрации по IP телеком-компании предлагали ввести дополнительный тариф. Он позволил бы абонентам пользоваться интернетом при отрицательном балансе, но на ограниченной скорости (например, 1 Мбит/с). Правда, таким образом абоненты могут заходить на любые ресурсы, а не только официально одобренные. Этот вариант не интересен уже чиновникам.

Потери операторов

Если для компаний вроде «СберМобайл» и «ВТБ Мобайл» участие в проекте интересно с точки зрения расширения пока еще небольшой абонентской базы, для крупных телеком-игроков «Доступный интернет» — скорее повинность. Так, президент «ЭР-Телекома» Андрей Кузяев признался, что ему «становится страшно», когда государство обязывает предоставлять бесплатные услуги без какой-либо компенсации для операторов. А компенсировать есть что.

По данным Российского союза промышленников и предпринимателей (ССПП), с апреля по июль провайдеры домашнего интернета, которые участвуют в эксперименте Минкомсвязи, недополучили в целом около 200 млн руб. выручки. Если проект продлят и расширят на мобильных операторов, размер недополученной выручки может составить 160 млрд рублей в год. В среднем каждый оператор с апреля по июль дополнительно потратил около 100 млн рублей на оборудование и около 20 млн на сервисное обслуживание.

Потери телеканалов

Для телеканалов создание и поддержка только текстовых версий сайтов не имеет коммерческого смысла. Впрочем, большинству телеканалов все же пришлось это сделать. Одни выкладывают на облегченные версии сайтов телепрограмму, другие — текстовые версии передач со ссылками на Rutube (которого нет в списке Минкомсвязи).

Некоторые телеканалы, тем не менее, опасаются, что текстовые сайты могут настолько понравится ЦА, что она предпочтет их полноценным — в том числе с видеорекламой. Перераспределение аудитории приведет к оттоку рекламодателей.

Есть и прецеденты: РЕН ТВ, «СТС Медиа» и «Пятый канал» отказались от создания облегченных версий сайтов, но их полноценные версии все равно оставили в списке.

Мнение пользователей

По данным опроса, которое провело агентство AC&M Consulting после старта проекта, большинству российских пользователей интернета (80%) не интересен бесплатный доступ к ресурсам из списка Минкомсвязи. Основная причина — наличие безлимитного подключения, за который пользователи готовы (и могут) платить.

Вместо ресурсов, которые чиновники включили в список «социально-значимых», пользователи предлагали обеспечить бесплатный доступ к WhatsApp, YouTube и онлайн-кинотеатрам, а также компенсировать абонентскую плату.

Заключение

Минкомсвязи пока озвучило результаты первых двух месяцев тестирования проекта «Доступный интернет». По данным ведомства, за это время услугой воспользовалось 500 тыс. человек (из 33 млн активных пользователей домашнего интернета). В низкой востребованности Минкомсвязи нашло положительный момент: по мнению министра Максута Шадаева, операторы могут не опасаться массового перехода клиентов на бесплатный интернет.

Меж тем операторы больше озабочены финансовой составляющей. До сих пор не урегулирован вопрос с компенсацией затрат на реализацию государственной инициативы. Тем не менее, подвижки есть. После того как ССПП обозначил прогноз по годовым «выпадающим расходам» отрасли, Минэкономики обсудило этот вопрос с операторами. Ведомство в итоге даже ухудшило прогноз по недополученной выручке — 160 млрд рублей в год. Осталось дождаться официальной информации по тому, каким образом эти потери будут компенсироваться.

Окончательные итоги тестирования проекта «Доступный интернет» подведут, вероятно, не раньше января-февраля 2021 года.

Поделиться в социальных сетях