Внедрение BRAS
Для успешного внедрения BRAS, чтобы он работал стабильно, надежно и долго, необходимо соблюсти несколько важных условий:
- Выбрать тип решения (аппаратный BRAS от известного производителя, программный BRAS на платформе x86 или бесплатное решение на ОС Linux) – об этом мы писали в прошлой статье.
- Подобрать готовую или создать собственную схему организации сети с учетом внедрения BRAS.
- Заключить договор с интегратором на внедрение и поддержку решения либо принять на работу или обучить собственных специалистов.
- Купить сервисный контракт, чтобы иметь возможность обновлять и оперативно ремонтировать оборудование.
- Осуществить установку, интеграцию с другими компонентами сети, настройку, тестовую эксплуатацию и запустить решение в работу.
Осуществление каждого из данных условий сильно зависит от того, какое из решений вы выбрали. Рассмотрим их все подробнее.
Выбор типа решения
Выбирая один из типов представленных решений, вы либо сразу вкладываете много денег и на определенное время забываете о необходимости самостоятельной настройки и обслуживания, либо экономите финансы на этапе внедрения, но тратите много времени и сил.
Аппаратные BRAS от Cisco, Juniper, Huawei, Ericsson обладают высокой производительность и надежностью: если конфигурация и интеграция в сеть выполнена правильно, то к стабильности и качеству работы претензий не будет долгое время. Вариант покупки устройств на вторичном рынке не сильно проигрывает в надежности, так как у устройств такого класса долгий период эксплуатации. Однако в этом случае вы лишаетесь гарантийной поддержки и актуальных для новых моделей функций.
Для обеспечения надежности программного BRAS на платформе x86 необходимо выбрать качественный x86-сервер (именно от него зависит производительность и стабильность работы), а также произвести грамотную установку и настройку ПО. Из преимуществ такого решения можно выделить разнообразие дополнительных функций (NAT, DPI, СОРМ и другие) и регулярные обновления платформы для повышения ее надежности и стабильности.
Бесплатное решение на ОС Linux – это кот в мешке, его надежность в большей степени будет зависеть от энтузиазма ваших сетевых инженеров, которые будут настраивать и эксплуатировать систему.
Схема организации сети
Каждый производитель аппаратного BRAS предлагает свою референсную схему подключения к сети оператора связи. Причем таких вариантов может быть несколько, поэтому не составит труда подобрать удобную. А если заказывать внедрение у интегратора, то его сетевые архитекторы смогут проработать индивидуальное решение.
Производители программных BRAS тоже предлагают готовые схемы, но могут индивидуально рассмотреть ваш проект и помочь с внедрением. Нет необходимости привлекать интегратора со стороны, все делается в рамках технической поддержки. Также преимуществом программного решения является возможность тестовой эксплуатации: вы можете запросить у разработчика (например, СКАТ DPI от VAS Experts) экземпляр ПО, установить его, настроить, проверить, как работает и выполняет ли поставленные задачи, и только после этого принять решение о покупке.
Выбрав бесплатное решение на ОС Linux, вам придется самостоятельно разработать схему внедрения, так как описанный опыт реализации таких проектов найти очень сложно. Решение бесплатное, и его авторы не вкладывают дополнительные силы в проработку документации, а распространяют его как есть.
Внедрение и поддержка
Аппаратный и программный BRAS – коммерческие решения, следовательно, дают возможность внедрения решения под ключ, а договор с производителем на техническую поддержку избавляет от необходимости принимать на работу профильного специалиста. Однако в случае аппаратного BRAS вы можете отправить своих сетевых инженеров на официальные курсы и в короткий срок сделать из них квалифицированных специалистов. Стать гуру в программном BRAS сложнее, необходимо во всем разбираться самостоятельно, но такой необходимости в большинстве случаев не возникает – технической поддержкой занимаются сами разработчики, которые помогут с решением любой проблемы как на этапе внедрения, так и в процессе эксплуатации.
Интеграторы чаще всего предлагают внедрять аппаратные BRAS, так как на них можно больше заработать. Поэтому, выбрав программный вариант, вам придется заниматься самостоятельным проектированием и установкой.
С бесплатным решением приходится полагаться только на свои силы. Разработчик предоставляет продукт как есть, вы можете задавать вопросы напрямую автору или на профильных форумах, но нет гарантии, что вам помогут или ответят. Опытных специалистов в настройке бесплатных BRAS тоже найти крайне сложно: если человек вкладывает средства в свои знания и умения, он хочет получить от них отдачу, и рациональнее пройти курсы Cisco, чем разбираться с ПО, которое пригодится ему один раз в жизни.
Сервисный контракт
С аппаратным BRAS, как и с любым другим сетевым оборудованием известного производителя, все просто и дорого. Вы заключаете сервисный контракт и уверены, что в случае выхода из строя какого-либо компонента или устройства целиком вы в кратчайшие сроки получите замену. Обновление прошивок и ПО тоже осуществляется в рамках сервисного контракта.
Если вы выбрали программный BRAS на сервере x86, то необходимы два контракта: сервисный – с производителем аппаратной платформы (сервера) и технический – с разработчиком ПО. Первый контракт обеспечивает ремонт и замену оборудования, а второй – техническую поддержку и получение актуальных обновлений. На свой риск вы можете не заключать контракт с производителем сервера, делать регулярные резервные копии или иметь дублирующее устройство, которое обеспечит отказоустойчивость.
В случае бесплатного BRAS на Linux вы не заключаете никаких контрактов, а просто самостоятельно отвечаете за работу и обновление всех компонентов системы – это существенный риск и может устроить только небольших интернет-провайдеров.
Установка, настройка и эксплуатация
После выбора решения и заключения всех необходимых контрактов производится инсталляция системы. Аппаратный BRAS в большинстве случаев устанавливается, настраивается и вводится в эксплуатацию подрядчиком-интегратором. Интегратор же занимается разработкой документации и интеграцией с другими компонентами сети. Специалисты оператора связи проходят обучение по администрированию устанавливаемой платформы и с помощью технической поддержки производителя осуществляют ее эксплуатацию.
Программный BRAS в большинстве случаев устанавливается самостоятельно на заранее подготовленное оборудование. Эту процедуру могут выполнять как специалисты заказчика, так и представители производителя, причем делается это бесплатно в рамках договора технической поддержки. Дальнейшая эксплуатация производится с помощью предоставленной документации или после прохождения курсов обучения.
Для аппаратного и программного BRAS не возникает проблем с интеграцией, так как эти платформы хорошо поддерживаются производителями и имеют референсные схемы включения.
Установка, настройка и эксплуатация бесплатных решений BRAS зависит от конкретного специалиста, который будет этим заниматься. Если его квалификация достаточно высока, он сможет решить большинство ограничений и возникающих в процессе тестирования проблем. Но в любом случае надежность такого варианта зависит от множества факторов и делает его менее выгодным для операторов широкополосного доступа.
Как правильно внедрить BRAS
Если подводить итог, то самыми надежными и стабильными выглядят аппаратные решения BRAS, но стоимость таких решений и сервисных контрактов при текущем курсе валют очень высока, особенно для региональных интернет-провайдеров. Доход от предоставления услуг связи не растет, а вкладываться в оборудование известных производителей требуется постоянно.
Бесплатные решения на ОС Linux требуют минимальных финансовых затрат, но отсутствие поддержки, документации и гарантий стабильной работы делают их малопригодными для крупных интернет-провайдеров и операторов связи, где жесткие SLA и высокий уровень качества предоставляемых услуг.
Наиболее привлекательными выглядят программные BRAS на стандартных серверах x86. Их аппаратная платформа обеспечивает высокий уровень надежности и производительности, а программная составляющая разработана профессионалами и обеспечивается квалифицированной поддержкой. Такие решения постоянно получают обновления, которые устраняют ошибки и добавляют новые функции. С точки зрения финансовых затрат это тоже наиболее выгодное предложение, так как вы платите за стабильный, надежный софт и техническую поддержку, но не переплачиваете за оборудование.
Такие решения могут содержать дополнительные функции, которые также могут быть задействованы операторами связи, например NAT, DPI, СОРМ, как в случае с системой СКАТ DPI от СКАТ DPI от VAS Experts.