Зачем интернет-провайдеру аналитика и статистика

11 апреля 2017
QoE
Зачем интернет-провайдеру аналитика и статистика
Современные системы глубокого анализа трафика, такие как СКАТ DPI от компании VAS Experts, позволяют производить расширенную аналитику в реальном времени и выгружать статистические отчеты по многим категориям: по приложениям, протоколам, тарифным планам, регионам, типам абонентских устройств и др.

Цель сбора такой информации в повышении эффективности использования полосы пропускания и качества предоставляемых абонентам услуг. Рассмотрим, какую роль на практике могут играть получаемые данные.

4 способа удовлетворить абонента

Успешен тот интернет-провайдер, которого любят абоненты. От этого зависит их количество и постоянный приток, подключение к дорогим тарифам и покупка дополнительных опций. Но любовь абонента надо заслужить, предоставляя ему качественные и разнообразные услуги по конкурентной цене, а также удержать – следя за QoS (Quality of Service) и QoE (Quality of Experience). Платформа DPI позволяет управлять трафиком по заданным правилам, что дает возможность поддерживать уровень качества вне зависимости от нагрузки и ширины полосы пропускания. А вот определить параметры этих правил помогает собранная статистическая информация и контроль в реальном времени.

За чем будем наблюдать и какие данные собирать:

  • используемые абонентом протоколы и приложения;
  • периоды пиковых нагрузок на полосу пропускания;
  • используемые абонентами устройства для выхода в Интернет;
  • как абонент использует Интернет – для наших маркетинговых кампаний.

Используемые абонентом протоколы и приложения

используемые приложения и протоколы

Это один из самых распространенных сценариев использования данных, получаемых с систем DPI. Существуют излишне прожорливые протоколы, такие как P2P (torrent) например, или особо чувствительные к скорости и задержкам (sip, skype, voip). Настройка параметров для каждого из них в отдельности – отличная практика для эффективного использования полосы пропускания. Использование абонентом торрентов на максимальной скорости резко снижает качество других приложений: видео идет с рывками, страницы сайтов загружаются медленно, звук при разговоре с собеседником заикается, настройка отдельного правила для p2p-протокола, в котором его скорость искусственно ограничена, решает эти проблемы и делает абонента более лояльным к оператору. Главное, не переусердствовать, ведь заблокированная совсем или работающая на минимальной скорости загрузка торрентов – повод искать провайдера, который «не режет полосу».

Помимо торрентов безболезненно для абонента можно ограничить скорость фоновых загрузок, таких как обновления ОС и программ, файловые обменники, резервное копирование в облако и другие приложения с низким приоритетом.

Периоды пиковых нагрузок на полосу пропускания

Определение времени пиковых нагрузок на полосу пропускания и приоритизация трафика в это время позволяют просто спасти QoS. Большинство людей используют Интернет дома в вечернее время, создавая максимальную нагрузку на канал связи. Студенты выходят в Сеть в дневное время после пар, вечером находят другое применение своему свободному времени. Без дополнительных манипуляций с трафиком скорость и качество могут резко ухудшиться, что вызовет гнев абонентов, которые в любое время хотят получать заявленную в тарифном плане скорость, а постоянные «лаги» в онлайн-играх – повод сменить провайдера. Чтобы этого не допустить, необходимо анализировать полосу пропускания абонента в реальном времени и давать более высокий приоритет самым актуальным протоколам и приложениям. Если пользователь одновременно запустил игру и фоновую загрузку фильма, то игра должна работать идеально – это наивысший приоритет, а фоновая загрузка по остаточному принципу. Грубо, но эффективно.

потребление контента в интернете

По данным Flurry Mobile App Industry, пиковые часы потребления Интернета в 8 часов утра (перед работой) и в 7 часов вечера (после работы).

Существует и другой способ удовлетворить абонентов в часы пик – купить дополнительную скорость UPLINK и раздать ее на всех в равной мере, но в остальное время канал будет простаивать, а абонентская плата будет фиксированной и высокой. Лучший и наиболее эффективный способ – анализировать и приоритизировать.

Устройства, используемые абонентами для выхода в Интернет

Несколько лет назад такой статистики и не существовало, все выходили в Интернет с персональных компьютеров, однако сейчас число интернет-устройств растет: ноутбуки, планшеты, смартфоны (особенно с большим экраном), медиа-плееры, игровые приставки…

Каждое устройство имеет свой уклон в сторону определенного типа трафика:

  • Ноутбук – «универсальной солдат» для веб-серфинга, фильмов, социальных сетей, онлайн-игр, файловой загрузки и других типов.
  • Планшет – веб-серфинг, социальные сети, онлайн-видео.
  • Смартфон – чаты, мессенджеры и социальные сети.
  • Медиа-плееры – онлайн-видео и торрент-загрузки.
  • Игровые приставки – онлайн-игры, онлайн-видео, стриминг.

Если интернет-провайдер может определить тип абонентского устройства, значит, может выставить правильные приоритеты на выделенные протоколы и приложения. Часто бывает так, что у пользователя к Интернету подключен только планшет, значит, с большой долей вероятности ни торренты, ни файлы он качать не будет, а вот skype, социальные сети и веб-серфинг для него очень важны. Для данных приложений скорость канала не так важна, как его качество, значит, вместо обещанных в тарифном плане 50 Мбит/с можно выдать всего 10 Мбит/с, но стабильных и гарантированных – этого будет достаточно для удовлетворения спроса, а остаток перейдет к более нуждающемуся в скорости абоненту.

использование мобильных устройств

Неуклонный рост процента использования мобильных устройств приведет к тому, что абоненты перестанут гнаться за сверхскоростям (100 Мбит/с и выше), так как на экранах своих планшетов и смартфонов не смогут почувствовать их преимущество. Поэтому уже сейчас выявление и ограничение таких абонентских устройств выглядит эффективной мерой для экономии полосы пропускания.

Как абонент использует Интернет – информация для маркетинговых кампаний

Анализ истории посещения абонентом интернет-ресурсов, а также создаваемую им нагрузку по определенным протоколам и приложениям демонстрируют поведенческие отчеты, которые можно использовать для проведения маркетинговых кампаний.
как абонент использует интернет

Зная предпочтения пользователя, можно показывать ему таргетированную рекламу или привлекать к участию в специальных акциях. Если абонент часто посещает ресурсы телеканалов, его может заинтересовать пакет IPTV, а если он увлекается загрузкой торрентов, можно предложить использовать внутренний трекер, тем самым сохранив полосу пропускания UPLINK.

Бывает, что абонент начинает посещать сайты провайдеров-конкурентов, тогда стоит предложить ему более выгодный тарифный план, чтобы удержать клиента.

Также будет полезно создать «стартовую страницу», которая даст возможность получить полную информацию об абоненте (пол, возраст, браузер, устройства входа, предпочтения и т. п.), продавать через нее услуги партнеров, проводить анкетирование для повышения QoS, продвигать новые сервисы и поднимать трафик страниц с их описанием.

Возможности функции просмотра статистики и аналитики в реальном времени довольно обширны, а использование стандартного протокола Netflow и анализатора NFSEN делают получение и отображение информации простыми и удобными. А использование полученных данных повышает QoS, уменьшает время реакции на проблемы абонентов, позволяет эффективно использовать полосу пропускания и еще много других способов удовлетворения клиентов.

Более подробную информацию о преимуществах СКАТ DPI, ее эффективном использовании на сетях операторов связи, а также о миграции с других платформ вы можете узнать у специалистов компании VAS Experts – разработчика и поставщика системы анализа трафика СКАТ DPI.

Мы используем файлы cookies для оптимизации функциональности сайта и улучшения качества услуг. Нажимая «Принять», вы даете согласие на работу с этими файлами. Чтобы узнать больше, пожалуйста, прочтите нашу Политику конфиденциальности.