Суть технологии
Блокчейн — это большая общая «бухгалтерская книга», к которой имеют постоянный доступ пользователи. В книге хранятся все данные о всех сделках между всеми участниками сети. Система надежна, прозрачна и лишена каких-либо ограничивающих посредников, от которых зависят традиционные банковские системы, основанные на транзакциях.
Чтобы пойти дальше, сначала нужно понять, что такое «узел сети». Это основа блокчейна, которая позволяет ему работать. Узлом может быть любое электронное устройство, например компьютер и телефон. Главное — иметь подключение к сети и IP-адрес. Узлы хранят, передают и обрабатывают транзакции.
Если участник сети запросит транзакцию, сначала ей будет присвоен уникальный идентификатор. После этого один из узлов сети проверит и верифицирует его, а после транзакция будет совершена.
Технология устроена так, что узел никогда не узнает, кто является отправителем, а кто получателем криптовалюты. Следовательно, блокчейн — это неподкупная цифровая база данных, состоящий из транзакций, которыми могут быть не только деньги, но и любые цифровые данные, имеющие экономическую ценность. Каждая транзакция уникальна и записывается в надежную распределенную систему.
Болевые точки телеком-индустрии
Перечислим несколько проблемных точек отрасли, с которыми может помочь блокчейн.
- Сеть и инфраструктура. Ее организация — это дорого. С помощью блокчейна можно организовать эффективную общую эксплуатацию одной телеком-инфраструктуры. Также можно снизить стоимость услуг связи, рассчитываясь с посредниками напрямую. Автоматизация внутренних процессов с помощью умных контрактов сделает работу проще и прозрачнее.
- Service Desk и техническая поддержка. Заставить такие системы работать эффективно под силу далеко не каждой компании. При использовании же технологии блокчейна каждое действие фиксируется надежно и навсегда. Таким образом, работа станет намного проще.
- Мошенничество. Согласно отчету Deloitte, провайдеры услуг связи ежегодно теряют около 40 миллиардов долларов из-за махинаций с финансовыми и личными данных абонентов. Технология позволяет надежно идентифицировать пользователей, что уменьшает возможности для этого и делает услуги более надежными. Также можно создать системы надежной идентификации пользователей.
Также абоненты могут продавать друг другу неиспользованные лимиты данных и услуг на внутренних торговых площадках провайдера, используя блокчейн. Благодаря этому можно оптимизировать использование телеком-ресурсов. Эта технология дает возможность принимать платежи без какой-либо комиссии, быстро и эффективно.
Кроме того, клиенты могут продавать свои данные. Каждый пользователь услуг связи оставляет свой «цифровой след», но на сегодня он слабо себе представляет его масштабы. С помощью блокчейна возможно создать для пользователей инструмент, в котором они будут видеть точное количество данных, которые они оставляют в интернете.
Как блокчейн используют реальные телеком-компании
Вот несколько примеров.
- Испанская Telefonica использует блокчейн-платформу IBM, чтобы протоколировать информацию из своей сети. Цель — повышение надежности и прозрачности собираемой информации.
- Deutsche Telecom, Vodafone и AT&T создали для своих поставщиков блокчейн-платформы в качестве сервисных маркетплейсов. Компании ожидают, что благодаря этой технологии операции станут быстрее, прозрачнее и экономически эффективнее. Среди главных преимуществ: упрощение торговли, выставления счетов и оплаты. Благодаря технологии стоимость услуг станет дешевле из-за минимизации количества посредников в цепочке. AT&T пошла еще дальше и принимает от клиентов платежи в биткоинах.
- Индийская Airtel использует блокчейн для приема микроплатежей за дополнительные услуги абонентам. Компания заявляет, что благодаря этой системе кошельки надежно защищены от злоумышленников с помощью верификации идентификационных данных.
Таким образом, блокчейн — это технология, чей потенциал полностью проявится в будущем, но некоторыми из ее возможностей можно пользоваться уже сейчас.