Основная цель — внедрение технологичных сервисов в жилых комплексах: доступ в интернет, видеонаблюдение, умные домофоны, технологии интернета вещей, настраиваемые датчики безопасности и учета ресурсов и соответствующие мобильные приложения. Данные со счетчиков будут автоматически передаваться в электронном виде. Задача провайдера — увеличить абонентскую базу, застройщика — получить новый канал дохода. Разбираемся, насколько эффективен и оправдан такой вид сотрудничества.
Мировая практика
Среди стран, которые наиболее активно внедряют такие технологии — Великобритания, Сингапур, США. Все они отмечают экономический эффект от цифровизации ЖКХ: оптимизацию расходов, сокращение сроков сервисных работ и, в целом, более эффективное управление хозяйством. Власти всех этих стран в определенный момент проанализировали выгоду и приняли стратегическое решение обеспечить новое и существующее жилье цифровыми технологиями.
Телеком-операторы активно участвуют в таких проектах, обеспечивая доступом в сеть большое количество устройств «интернета вещей» — от квартирных счетчиков до систем видеонаблюдения. По прогнозам, объем мирового рынка цифрового ЖКХ к 2027 году составит более 15 млрд долл.
В качестве конкретных примеров участия телекома в подобных проектах можно назвать крупнейшего тайваньского провайдера Chunghwa Telecom. Компания участвует во всех аспектах цифровизации городского хозяйства — от ЖКХ до интеллектуального уличного освещения и раздельного сбора мусора с переработкой. Во всех этих проектах компания обеспечивает надежную связь устройств с интернетом и постоянный мониторинг их состояния сервисными службами.
Испанская Telefónica не просто обеспечивает инфраструктуру для ЖКХ, но и агрегирует полученные данные для последующей аналитики на своей платформе, которую и предлагают руководству разных городов. Такой подход в компании называют не просто «умный город», а «умный образ жизни».
По данным аналитического отчета венчурного акселератора Glorax Infotech, глобальная отрасль PropTech (Property Technologies) в 2020 году была самой большой по объемам венчурных инвестиций среди других сегментов ИТ-рынка. Она оставила позади даже такие большие сферы, как технологии финансы, образование, еду и медицину. В 2020 году в PropTech-стартапы было выложено более 28 млрд долл., и ожидается, что к 2023 году эта цифра увеличится на 33 %.
В России же, согласно отчету PwC, на сегодня только 5-7 % отраслевых компаний используют технологии цифровизации ЖКХ, тогда как, например, в Великобритании этот показатель равен 70 %. Во многих странах использование цифровых технологий при строительстве жилых домов — требование государства. Поэтапно к нему планируют прийти и в России.
Не тренд, а необходимость
По информации «Делового Петербурга», на сегодня ИТ–разработки для ЖКХ становятся частью бизнеса всех крупных российских провайдеров. Так, корпоративный ШПД-оператор «Комфортел» вложил 3 млн рублей в разработку решения для «умного дома». Оно включает в себя ПО, контроллеры, датчики, веб-интерфейс и другое.
МТС предлагает продукт «Цифровое здание», который включает в себя автоматизированные системы безопасности, системы сбора показаний квартирных счетчиков, умные парковки, системы доступа в дома и другое.
Экосистема как цель
Создание для пользователей единого пространства всех возможных услуг, которые управляются из одной точки — мечта практически всех компаний, которые так или иначе организуют какую-либо инфраструктуру. И сфера ЖКХ — как раз та область, где до сих пор недостаточно сервисов, которые облегчали бы взаимодействие с ней. Между тем, ЖКХ — это то, с чем люди взаимодействуют каждый день.
Главные игроки в сфере построения экосистем для коммунальных служб уже делают определенные шаги. Так, осенью прошлого года компания «Цифровые технологии» Сбербанка инвестировала в стартап «Умный житель». Этот продукт дает возможность людям связываться с управляющей компанией, участвовать в голосованиях, заказывать услуги, а также отправлять данные с квартирных счетчиков.
Вклад государства
Российское правительство в 2019 начало работать над созданием базы для регулирования этого рынка. Первым шагом было создание АНО «Цифровая экономика» концепции развития рынка «умного ЖКХ». Она включала в себя обязательства для компаний обеспечить онлайн-сбор данных со счетчиков, а также возможность участвовать в собрании жильцов удаленно. Предполагалось, что документ поможет создать нормативную базу, что облегчит начало работы в этой нише множеству компаний и разработчиков.
В 2020 году Минстрой утвердил федеральный проект «Умный город». В соответствии с его «дорожной картой», к 2024 году будет определен перечень используемых на федеральном уровне решений, в том числе, в сфере ЖКХ. На их внедрение власти намерены потратить 13 млрд руб. Таким образом, потенциальный рынок здесь довольно большой.
Еще одним действием государства можно считать покупку «Ростелекомом» ООО «Фастек» — поставщика цифровых решений для жилых домов. Главный продукт компании — ПО, с помощью которого можно создавать для жителей удобные сервисы, автоматизированные информационные и аналитические. Сумму сделки стороны не раскрыли. Ранее «Ростелеком» купил ООО «Форкам» — тоже поставщика решений в области управления ЖКХ.
Резюме
Можно сказать, что в сфере цифровизации ЖКХ потенциал для роста и развития новых технологичных направлений у российских операторов достаточно большой. Тому пример — упомянутые «Ростелеком» и «ЭР-Телеком», которые, по-видимому, эту перспективу осознали.