Рост рынка DPI обусловлен увеличением числа используемых мобильных устройств (смартфонов) в сочетании с постоянно растущим спросом на широкополосную передачу данных, в отличие от голосовой связи, доходы от которой постоянно падают. За последние 5 лет в России доля пользователей, пользующихся интернетом хотя бы раз в сутки выросла с 31% до 57% (66,5 млн человек). При этом доля мобильных пользователей в последние годы сильно растет, так если в конце 2013 года она составляла около 15%, то к концу 2014 уже почти 25%. По данным, Яндекс.Метрики, 29% всех визитов на веб-сайты совершается с мобильных устройств. Почти три четверти этих визитов приходится на смартфоны, и их доля продолжает расти.
Пользователи быстро привыкают к более высоким скоростям, заставляют операторов вводить новые более быстрые тарифы. Если несколько лет назад скорости технологии EDGE были достаточны и комфортны, то сейчас значок «E» на смартфоне воспринимается потребителем как отсутствие интернета вовсе. Оператор обещает скорости в 10 – 40 – 80 Мбит в секунду, чтобы удовлетворить современные запросы клиента. Вот только умалчивает, что скачивание файлов будет в 8 раз медленнее, так как скорость указана в мегабитах, а размер файла указывается в мегабайтах: 1 Мбайт = 8 Мбит, следовательно, скорость 10 Мбит в секунду – это 1,25 Мбайт в секунду. Оператор обещает эти скорости клиенту, зная, что пропускная способность своего канала ограничена. Задачу продать 5 000 пользователей по 10 Мбит/с, что дает в сумме 50 Гбит/с, если свой канал всего 10 Гбит/с решает система DPI, оптимизируя полосу пропускания до клиента за счет фильтров, приоритетов и кешей.
Растущая урбанизация наряду с повышением покупательной способности, согласно прогнозам, вызовет еще больший спрос на мобильный трафик по сравнению с отчетным периодом. Чтобы справиться с наплывом новых клиентов, сохранив качество предоставляемых услуг на высоких скоростях, оператором все чаще придется обращаться к технологии DPI и наращивать мощности имеющихся устройств. Эти факторы будут движущей силой роста спроса на DPI решения в ближайшие 6 лет.
Помимо обеспечения достаточной пропускной способности, DPI позволяет решить многие проблемы безопасности при работе с данными. В России интерес к системам с точки зрения безопасности, подстегнуло законодательство, потребовавшее от операторов ограничивать доступ абонентов к противоправному контенту в интернете. DPI осуществляет глубокий анализ трафика, обеспечивает выполнение данных требований, а также предотвращает выполнение вредоносных программ, защищает от сетевых атак извне (DDoS, сканирование портов), позволяет бороться с терроризмом.
Важно понимать, что в решении поставленных задач, только DPI выполняет анализ всех проходящих через неё пакетов вплоть до 7 уровня модели OSI, а не только по стандартным номерам портов. Выполняя поведенческий анализ трафика, она распознает приложения, не использующие для обмена данными заранее известные заголовки и структуры данных.
Тем не менее отсутствие понимания принципов работы данных систем и низкий уровень доверия обеспечения конфиденциальности пользователя замедляет рост рынка. Потребитель не знает, что использование системы DPI улучшает качество предоставляемых ему услуг, но боится, что доступ к его данным получат третьи лица.
С точки зрения операторов, напротив, преимущества использования таких технологических решений понятны и оправданы, но имеющиеся на рынке промышленные DPI-решения, как правило, не вписываются по цене в бюджеты средних и маленьких компаний.
Сейчас на рынке присутствуют несколько вендоров, производящих решения DPI занимающихся их интеграцией, это как мировые лидеры — Procera, Allot, Sandvine, так и российские разработчики — VAS Experts, Протей, Mfisoft, Napalabs. Однако ни одна компания из тройки зарубежных лидеров не имеет официального представительства в России. Установка и настройка их решений осуществляется компаниями интеграторами и качество данной работы напрямую зависит от квалификации и опыта специалистов интегратора. Также интегратор чаще всего выполняет функции техподдержки первой линии для заказчика, а в случае серьезной проблемы обращается напрямую к вендору, который решает проблему и предает обратно партнеру-интегратору, а тот — заказчику. Такая цепочка не самая удобная и быстрая для решения возникающих проблем. Тем более что пока на рынке немного специалистов, которые имеют достаточную компетенцию по DPI, понимают какие задачи с помощью нее можно решать, базовые бизнес-кейсы все знают и понимают, но применение стандартных решений конкурентами лишает их преимуществ друг перед другом и создают впечатление низкой эффективности DPI.
Задача интегратора — продать готовое решение болванку от вендора, которое совершенно не оптимизировано для российского рынка. А настройка под существующие реалии, особенности местного трафика и протоколы передачи данных ложатся на плечи специалистов оператора, для которых DPI — это «черный ящик», в настройках которого разбираться можно годами. Устранение 20% основных причин неправильной настройки системы на этапе внедрения позволяет улучшить ее производительность на 80%, вот только найти эти ключевые 20% в состоянии далеко не каждый специалист интегратора или клиента.
Привлекательнее выглядят отечественные разработки как со стороны стоимости решений, так и возможности внедрения и поддержки напрямую специалистами компании разработчика. Целевая аудитория иностранных вендоров живет в других требованиях и условиях ведения бизнеса. А так как рынок DPI в России ничтожно мал по сравнению с мировым, то оперативно подстраивать систему под местное законодательство будут только отечественные разработчики, а иностранные только в порядке очереди спустя долгое время.
В новых статьях мы разберемся с производителями устройств DPI, представленных на рынке России, используемых ими технологиях, схемах подключения, ценовой политике и реальных сценариях использования.
Использование DPI, это не завтрашний день, а уже сегодняшний.