Дорожная карта 2016–2020 – прощайте импортные DPI

дорожная карта

9 сентября 2016 года «Коммерсантъ» опубликовал информацию о проекте дорожной карты по импортозамещению телекоммуникационного оборудования в России на 2016–2020 годы. Документ разработан подгруппой «ИТ+Суверенитет» при администрации президента (АП). Согласно ему, к 2020 году должны появиться 12 тысяч единиц «телекоммуникационного оборудования российского происхождения» (ТОРП), а сети российских операторов связи и ЦОДы страны должны на 85 % состоять из ТОРП.

Главная цель дорожной карты – обеспечить независимость телекоммуникационной отрасли от зарубежных производителей, которая устранит угрозу государственной безопасности. Также ее исполнение будет способствовать развитию российских производителей, расширению линейки оборудования и повышению качества.

Способствовать осуществлению этих целей должно снижение на 50 % налога на добавленную стоимость, налога на прибыль и социальных платежей для российских производителей телеком-оборудования, а также пошлин на импортные комплектующие для его производства. Одновременно с этим пошлины на ввоз иностранного оборудования увеличатся на 50 %.

отчет Мегафон 2016

Ежеквартальный отчет ПАО «МегаФон» за I квартал 2016 года

С телекоммуникационным оборудованием ситуация понятна. Сейчас на российский рынок активно пришли китайские производители, например Huawei. В отчете «Мегафона» за I квартал 2016 года доля этой компании в общем объеме поставок составила более 42 %. Однако продукция Huawei – это не импортозамещение, а всего лишь локализация производства в России и использование российских программных продуктов, хотя у компании есть планы по взаимодействию с государственной корпорацией «Ростех» по вопросам полноценного импортозамещения.

Оборудование считается отечественным, если его производитель – российский резидент, не менее 50 % которого принадлежит российской стороне. Он должен производить платы и выполнять финишную сборку оборудования на территории России, обладать правами на технологии и ПО, иметь научно-производственную базу. Минимальный уровень локализации на телекоммуникационное оборудование – 60–70 %, из которых 95 % приходится на технологические операции. Например, структура трудоемкости производства базовых станций и ретрансляторов сотовой связи представлена так: 15 % – изготовление плат печатного монтажа; 20 % – монтаж элементов на платы, электронных модулей и финишная сборка; 15 % – изготовление механических деталей и корпусов; 45 % – программирование и тестирование оборудования. Пока на долю НИОКР приходится всего 5 %, иностранным производителям даже после регистрации юридического лица на территории России будет тяжело уменьшить производственную долю до 30–40 %.

Пока операторы активно отказываются от американского оборудования в пользу китайского, но в ближайшем будущем им все-таки придется обратить внимание на отечественное.

иностранные вендоры dpi

С системами DPI все еще жестче: с 2017 года для обеспечения надежности и безопасности телекоммуникационной инфраструктуры применение иностранного оборудования и программного обеспечения будет под запретом. А это значит, что такие крупные игроки, как Allot, Procera, Sandvine, будут вынуждены покинуть российский рынок. Конечно, это будет на руку отечественным производителям (VAS Experts, Napa Labs, «Протей», Peter-Service): все их программное обеспечение для систем DPI – собственные разработки, которые однозначно попадают в список разрешенных. А вот с аппаратными платформами дела обстоят сложнее.

Для обеспечения высокой надежности и скорости производители устанавливают свои программные платформы на импортное оборудование (HP, Dell, Fujitsu), и, видимо, им придется переходить на отечественные серверы «Т-Платформы», «РСК», «Аквариус» с учетом специфики, о которой мы рассказывали в прошлой статье. Возможен вариант собственного производства из ОЕМ-комплектующих, но для этого нужна производственная база и необходимые лицензии.

18 т-платформы

До момента публикации в документе могут произойти изменения, но основной вектор правительства на вытеснение иностранных производителей с российского рынка телекоммуникаций не изменится. Это означает, что операторам связи необходимо уже сейчас начать поиски решений для перехода, а производителям – обновлять линейки своего оборудования с цель удовлетворения нового спроса.

Поделиться в социальных сетях