Рейтинг интернет-ресурсов — анализ трафика средствами DPI

рейтинг интернет-ресурсов dpi

Последнее время мы много говорим и пишем о безопасности, защите от сетевых атак, блокировке запрещенных ресурсов и совсем забыли, что у технологии глубокого анализа трафика (DPI) есть одна простая, но очень полезная для провайдеров и маркетологов функция –  аналитика данных.

Именно она помогает эффективно использовать полосу пропускания и повысить качество предоставляемых абонентам услуг за счет получения и анализа статистики по приложениям, протоколам, тарифным планам, регионам, типам абонентских устройств.

Недавно компания МГТС опубликовала отчет об использовании интернета домашними пользователями, в котором сообщила о колоссальном росте потребления трафика: за девять месяцев 2016 года москвичи выкачали из Сети в 4 раза больше данных, чем за тот же период 2015 года.

Показывает и рассказывает система DPI

Мы помним, что технология DPI позволяет выполнять анализ всех проходящих через нее пакетов вплоть до 7-го уровня модели OSI, а не только по стандартным номерам портов. Поведенческий (эвристический) анализ трафика дает нам информацию о конкретных приложениях, не использующих для обмена данными заранее известные заголовки и структуры данных. Отчеты, созданные на базе собранной статистики, могут многое рассказать о пользователе (например, что наибольшей популярностью у него пользуется видео- и игровой контент), а также о росте числа устройств, подключенных к интернету, в каждой квартире.

Всего за 9 отчетных месяцев москвичи загрузили более 300 эксабайт информации (больше тысячи петабайт данных скачивалось ежедневно), что в 2007 году составляло весь объем хранимой в интернете информации, а теперь – всего лишь 10 миллионов фильмов в Ultra HD-качестве.

абонентский трафик диаграмма

Видимо, реальный мир все меньше нравится людям, которые хотят получить яркие эмоции от просмотра онлайн-видео – 40 % трафика, рост за год составил 25 %, а объем трафика вырос в 5 раз!

Второе место занимают онлайн-игры, облачные хранилища и почта – 35 %. И тут рост по сравнению с прошлым годом еще больше – в 4 раза. А виртуальные баталии в этом году сгенерировали в 10 раз больше трафика, чем в прошлом.

Люди продолжают общаться в социальных сетях, искать рецепты, смотреть котиков и покупать товары в интернет-магазинах, но доля такого трафика самая низкая – 25 %.

34-02-game

Вот тут у провайдера и встает вопрос об оптимизации канала, который тратится, по сути, только на игры и видео. На помощь приходят кэш-серверы для хранения контента, а также локальные игровые серверы, которые могут снизить нагрузку на интернет-канал.

Такой рост потребления трафика связан и с увеличением числа устройств для выхода в интернет. По итогам девяти месяцев 2016 года в среднем на одного абонента приходится 5 устройств: два смартфона – папа и мама, планшет – ребенок, ноутбук – для работы, телевизор – для бабушки. В прошлом году число используемых гаджетов было на один меньше. В скором будущем сюда можно будет добавить игровую приставку и смартфоны уже всех членов семьи, даже первоклассника Вани.

Логично, что увеличение объема трафика связано не только с ростом скорости доступа, но и с временем, проведенным в Сети, и оно тоже растет. Среднее время использования интернета по сравнению с прошлым годом увеличилось на 30 минут и составило 5,5 часа. Это без учета рабочего интернета! За 30 минут можно сделать зарядку, или приготовить ужин, или прочитать главу книги, или связать половину носка, но люди предпочитают потратить его на войну танков. Хотя почему бы и нет, если это приносит им удовольствие и после очередной баталии они сходят погулять в парк или проведут время с детьми.

время в интернете

По сравнению с прошлым годом на онлайн-видео стало уходить на 30 минут больше – 2,5 часа, в онлайн-игры стали играть на 20 минут дольше – в сумме 1 час, а вот социальные сети стали менее популярны – на 20 минут меньше, чем в прошлом году, или 40 минут в день.

Анализ трафика абонента позволяет не только определить его самые популярные типы, но и выделить конкретные сайты, на которые происходит самое большое число заходов. В 2016 году для жителей Москвы рейтинг самых популярных ресурсов выглядит так:

1 место – сайты с потоковым видео: Google Video, Youtube, ivi.

2 место – сайты онлайн-игр: World of Tanks, Tera-online, Dota 2.

3 место – антивирусные программы: Comodo, Avast, Kaspersky Anti-Virus.

Регулярное составление такого рейтинга позволяет оператору связи (провайдеру) настраивать приоритеты по протоколам и приложениям на системе DPI. Высший приоритет для самых популярных ресурсов позволяет обеспечить пользователю максимальное качество сервиса, а значит, удерживать его и привлекать новых клиентов.

Пользователь очень быстро привыкает к высокой скорости доступа в Сеть. Если еще недавно 100 Мб/с были стандартом для локальной сети, то сейчас более 15 % всех GPON-абонентов выходят в интернет на такой скорости. Их число будет расти, загрузка на аплинк оператора также возрастет.

Применение технологии DPI может реально сократить расходы на дорогостоящий канал к вышестоящему оператору, а также предложить многие дополнительные функции (уведомления, блокировка рекламы, «белый список», Captive Portal, защита от DDoS и другие). Мы рассказали о статистике трафика, но за ней стоит возможность управления полосой пропускания в реальном времени. Чтобы узнать обо всех преимуществах платформы Deep Packet Inspection и попробовать ее в работе, обратитесь к специалистам отечественного производителя – компании VAS Experts.

Подписывайтесь на рассылку новостей блога, чтобы не пропустить новые материалы.

Поделиться в социальных сетях