Будущее услуг операторов связи

22 января 2018
Телеком
Будущее услуг операторов связи
Тарифы на связь снижаются неуклонно и ежегодно. В жесткой конкуренции продавцы и маркетологи идут на беспрецедентные и порой безумные шаги в погоне за абонентом. В сегменте b2c уже все привыкли, что 10–15 % абонентской базы кочует от оператора к оператору в погоне за рекламными акциями и промотарифами. Сегодня и в b2b клиенты научились выбирать и торговаться. Даже крупные холдинги, сетевые компании свободно переходят от оператора к оператору, с каждым новым тендером выбивая для себя все лучшие условия, сталкивая операторов лбами и раскачивая качели коммерческих предложений, вынуждают ронять тарифы ниже любых разумных значений.

Мобильные операторы признали, что дно пробито и отменили тарифы с безлимитным интернетом. Тарифная сетка снова стала ветвистой и запутанной, выбор даже публичных пакетов услуг нетривиален. Дальнейшего падения цен на корпоративном рынке допустить нельзя — это многие признают, но зачастую молчат или продолжают маркетинговые войны. Для поддержания адекватного заработка в телекоме нужны новые идеи, свежий взгляд и нестандартные шаги.

Услуги связи нового поколения

Кажется, что телеком постепенно превращается в трубу для передачи данных, но если разобраться — это не совсем так. На фоне конкуренции за деньги абонентов между поставщиками VAS (Value Added Services — услуг, приносящих дополнительный доход) и операторами классическими все чаще у последних появляются конвергентные решения и облачные сервисы. Но сегодня это только проба пера. Услуги связи нового поколения все еще в стадии разработки, а значит, нужно быть «впереди планеты всей», чтобы не пришлось запрыгивать в последний вагон.

Придумать что-то кардинально новое достаточно проблематично, а еще сложнее донести это до потребителя и убедить его в том, что это необходимо и за это стоит платить. С другой стороны — если встать в позицию пользователя, осознать его потребность, скомпоновать все доступные сервисы в одну коробку, которая магическим образом эту потребность закрывает, и поставить ее перед потенциальным клиентом — вот тут можно и заработать, и получить лояльного абонента.

Что нужно клиенту?

Более или менее средней компании, не связанной напрямую с IT и телекомом, нужен офис и работники, которые должны быть на связи, желательно — независимо от фактического места расположения. Сотрудники должны общаться, получать и выполнять задания, вести документооборот. Руководители должны знать, кто, где и что делает, руководить сотрудниками в режиме онлайн. Это наиболее общий минимум. При этом затраты на связь должны быть минимальны (это же непрофильные расходы), а коммуникации — понятными и надежными.

ВАТС — виртуальная АТС

Если посмотреть на общение голосом (это до сих пор наиболее привычный и востребованный способ общения), то, с одной стороны, классическая телефония практически умерла и постепенно перерождается в облачные сервисы. ВАТС — виртуальная АТС с множеством достоинств, но и с определенными минусами. Публичное облако для большинства и частное облако для тех, кто не хочет передавать внутренние сервисы на сторонние серверы.

Многие компании имеют мобильных и внештатных сотрудников, тех, кто не работает в офисе и для кого VOIP зачастую неудобен. Им подойдет решение FMC — непонятная для заказчика аббревиатура, которая работает на уровне магии. Сотрудник со своего мобильного телефона звонит через корпоративную АТС на те же короткие номера, что и офисные сотрудники, а внешним абонентам — с единого номера, со всеми прелестями ВАТС: запрет звонков в нерабочее время, запись разговоров и другие функции. А еще можно сделать выделенный APN — это автоматически приведет весь интернет-трафик в офисную локальную сеть, закрыв еще ряд вопросов информационной безопасности.

Схема облачного офиса

ИТ-инфраструктура в облаке

Облако становится частью ИТ-инфраструктуры, в него переносят и другие сервисы: телефония, бухгалтерия, CRM/ERP, хранение файлов, видеонаблюдение и так далее. Можно пойти еще дальше и вынести в облако CPE (виртуальный роутер), а офисную сеть подключить к нему через VPN с резервированием независимым от основного каналом. В инфраструктуре операторского дата-центра виртуальный роутер может обеспечить наиболее высокий уровень защиты данных клиента, предотвратит DDoS, разделит доступы сотрудникам и так далее. Это позволит клиенту снизить расходы на содержание собственного IT-персонала. Ремонт вычислительной техники можно отдать на аутсорсинг, а мелкие работы в локальной сети будут производить квалифицированные специалисты оператора, готовые приехать в случае необходимости или аварии.

Более 60 % российских компаний сегодня уже пользуются услугами ИТ-аутсорсинга. И если еще несколько лет назад внешним специалистам поручали исключительно технические задачи, то сегодня интерес смещается к комплексным и более сложным по функционалу контрактам типа IaaS, включающим в себя поддержку, консалтинг и даже задачи повышения доходности бизнеса.

По статистике, в 2017 году интерес к частным облакам снижался, а вот к публичным — рос. В целом доля респондентов, использующих облака разного типа, сейчас составляет 95 %.

Использование облачных сервисов

Гибридная инфраструктура остается предпочтительной стратегией крупных предприятий, востребованность публичных облаков растет, а частных — не меняется. Все меньшее число компаний хотят строить собственное частное облако.

Таким образом, ближайшее будущее операторского бизнеса — это не столько оказание отдельных услуг, сколько предоставление клиенту комплексной ИТ-инфраструктуры, в том числе и облачных услуг. И если эта инфраструктура решит задачи клиента, даст ему возможность сосредоточиться на основной деятельности, то и потребности в частой смене оператора не будет. Сэкономленные на оборудовании и зарплате ИТ-персонала средства с лихвой компенсируют стоимость инфраструктурной услуги.

Минимизация рисков, связанных с надежностью и информационной безопасностью, резервирование данных на уровне дата-центра, резервирование среды передачи данных и голоса, практически полное отсутствие капитальных затрат на создание и расширение офисной IT-инфраструктуры, простота в эксплуатации — вот основные достоинства услуг связи нового поколения. Кто будет первым, кто поставит на стол заказчику законченную и готовую к работе инфраструктуру в красивой коробке со своим логотипом — тот имеет все шансы сорвать большой куш в жесткой конкурентной среде.

Мы используем файлы cookies для оптимизации функциональности сайта и улучшения качества услуг. Нажимая «Принять», вы даете согласие на работу с этими файлами. Чтобы узнать больше, пожалуйста, прочтите нашу Политику конфиденциальности.